Чже Цонкапа
Три основы Пути
// источник не известен
Поклоняюсь святым учителям.
Объясню как можно лучше смысл сущности всех учений Победоносного,
пути, восславленного всеми победоносными и их сыновьями,
открывающего врата перед счастливцами, жаждущими освобождения.
Все те, кто не привязан к удовольствиям мирской жизни, воистину
стремится воспользоваться свободами и благими условиями
[человеческого существования] и верит в путь, радующий будд, эти
счастливцы, очистив свой ум, должны обратиться вслух!
Невозможно утолить жажду наслаждений в океане бытия. Само
влечение к мирскому полностью сковывает воплощенных существ. С
твердым намерением найти окончательный выход [из сансары] сначала
устремись к отречению!
Трудно обрести свободы и благие условия, жизнь быстротечна.
Осознав это, ты отвернешься от явлений этой жизни.
Если станешь вновь и вновь размышлять о непреложном законе действий
и их плодов и о страданиях круговорота бытия, то отвернешься от
[забот о] будущих жизнях.
Если, в силу этой медитации, ни на мгновенье не возникает желание
благоденствовать в сансаре, а ум твой денно и нощно ищет
освобождения, то [намерение] бесповоротно покинуть [круговорот
бытия] порождено.
Не сопряженное с чистой бодхичиттой - это отречение не станет
причиной достижения неописуемого блаженства непревзойденного просветления. Поэтому мудрые должны породить в себе высшую мысль о просветлении.
Уносимые бурными водами четырех могучих потоков, плененные
крепкими оковами кармы, которых трудно избежать, пойманные в
железные сети цепляния за самость, полностью погруженные в
беспросветную тьму неведения,
снова и снова обретающие бесконечные формы бытия и потому
постоянно мучимые страданиями трех видов - таковы матери [наши],
живые существа. Осмысли это и породи святой ум, устремленный к просветлению.
Если даже медитируешь на отречение и бодхичитту, но не соединяешь
это с мудростью, постигающей абсолютный способ существования, не
подсечь тебе сансару под корень. Посему усердно ищи способ постижения взаимозависимого происхождения.
Любой, кто осознал непреложность [закона] причинности всех
феноменов сансары и нирваны, и для кого все феномены при
[доскональном] анализе полностью исчезают, вступил на путь, радующий
будд.
Пока, с одной стороны, непреложный закон взаимозависимости
явлений, а с другой - пустота, которая ничего не утверждает,
воспринимаются раздельно, мысль будды Шакьямуни не постигнута.
Если же [два эти постижения существуют] одновременно, и если при
одном лишь виде непреложной взаимозависимости полностью исчезает
цепляние за несомненно воспринятые объекты, значит анализ
[истинного] воззрения завершен.
Более того, если посредством [восприятия] явлений ты избегаешь
крайности утверждения постоянства, а посредством [постижения]
пустоты - крайности полного отрицания, если осознаешь, что пустота
проявляется в качестве причины и следствия, тебе [более] не грозят
крайние взгляды.
Если ты постиг сущностные положения трех основ пути, ищи
уединения и породи в себе силу пылкого усердия. Дитя мое, поспеши к своей истинной цели.
=
16.03.06