Сутра об отсутствии самости

Пер. с пали Гунского А. Ю.

// Электронное издание палийского канона.



Так я слышал однажды. Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в местечке "Падение пророков ". Там он обратился к группе из пяти монахов: "Монахи!" "Да, почтенный", - ответили монахи. Бхагаван сказал:

- Материальное, о монахи, не имеет самости. Если бы материальное имело самость, материальное не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть материальное будет таким. Пусть материальное будет не таким". Но поскольку материальное не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувственном: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".

Чувствительность, о монахи, не имеет самости. Если бы чувствительность имела самость, чувствительность не сопровождалась бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть чувствительность будет такой. Пусть чувствительность будет не такой". Но поскольку чувствительность не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувствительности: "Пусть она будет такой. Пусть она будет не такой".

Элементы различения, о монахи, не имеют самости. Если бы элементы различения имели самость, элементы различения не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть элементы различения будут такими. Пусть элементы различения будут не такими". Но поскольку элементы различения не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать об элементах различения: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".

Формирующие факторы, о монахи, не имеют самости. Если бы формирующие факторы имели самость, они не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть формирующие факторы будут такими. Пусть формирующие факторы будут не такими". Но поскольку формирующие факторы не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать о формирующих факторах: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".

Сознание, о монахи, не имеет самости. Если бы сознание имело самость, сознание не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть сознание будет таким. Пусть оно будет не таким". Но поскольку сознание не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о сознании: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".

Как вы думаете, монахи, материальное постоянно или непостоянно?

- Непостоянно, почтенный.

- То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено?

- Не удовлетворено, почтенный.

- То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это мое, это моя самость?"

- Нет, почтенный.

- Чувствительность постоянна или непостоянна? ...

Элементы различения постоянны или непостоянны? ...

Формирующие факторы постоянны или непостоянны? ...

Сознание постоянно или непостоянно?

- Непостоянно, почтенный.

- То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено?

- Не удовлетворено, почтенный.

- То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это мое, это моя самость?"

- Нет, почтенный.

- Так, монахи, все материальное, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, все материальное должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не мое, это не моя самость".

Таким же образом вся чувствительность, будь то в прошлом...

Таким же образом все элементы различения, будь то в прошлом...

Таким же образом все формирующие факторы, будь то в прошлом...

Таким же образом все сознание, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, все сознание должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не мое, это не моя самость".

Так видя, благородный ученик не привязывается к материальному, не привязывается к чувствительности, не привязывается к элементам различения, не привязывается к формирующим факторам, не привязывается к сознанию. От непривязанности возникает бесстрастность, от бесстрастности - освобождение, от освобождения возникает знание: "Я свободен, это рождение истощено, воздержанная жизнь исполнена, другого рождения не будет".

Так сказал Бхагаван. Группа из пяти монахов, удовлетворенная, сказанному Бхагаваном восхитилась. И тогда, во время слушания проповеди, пять монахов победили свои аффекты и таким образом достигли полного освобождения.


=
16.03.06

Используются технологии uCoz