Сутра об отсутствии самости
Пер. с пали Гунского А. Ю.
// Электронное издание палийского канона.
Так я
слышал однажды. Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в
местечке "Падение пророков ". Там он обратился к группе из пяти
монахов: "Монахи!" "Да, почтенный", - ответили монахи. Бхагаван
сказал:
- Материальное, о монахи, не имеет самости. Если бы материальное имело
самость, материальное не сопровождалось бы болью. Можно было бы
сказать: "Пусть материальное будет таким. Пусть материальное будет
не таким". Но поскольку материальное не имеет самости, оно
сопровождается болью. Невозможно сказать о чувственном: "Пусть оно
будет таким. Пусть оно будет не таким".
Чувствительность, о монахи, не имеет самости. Если бы
чувствительность имела самость, чувствительность не сопровождалась
бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть чувствительность будет
такой. Пусть чувствительность будет не такой". Но поскольку
чувствительность не имеет самости, оно сопровождается болью.
Невозможно сказать о чувствительности: "Пусть она будет такой. Пусть
она будет не такой".
Элементы различения, о монахи, не имеют самости. Если бы элементы
различения имели самость, элементы различения не сопровождались бы
болью. Можно было бы сказать: "Пусть элементы различения будут
такими. Пусть элементы различения будут не такими". Но поскольку
элементы различения не имеют самости, они сопровождаются болью.
Невозможно сказать об элементах различения: "Пусть они будут такими.
Пусть они будут не такими".
Формирующие факторы, о монахи, не имеют самости. Если бы формирующие
факторы имели самость, они не сопровождались бы болью. Можно было бы
сказать: "Пусть формирующие факторы будут такими. Пусть формирующие
факторы будут не такими". Но поскольку формирующие факторы не имеют
самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать о формирующих
факторах: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".
Сознание, о монахи, не имеет самости. Если бы сознание имело
самость, сознание не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать:
"Пусть сознание будет таким. Пусть оно будет не таким". Но поскольку
сознание не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно
сказать о сознании: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не
таким".
Как вы думаете, монахи, материальное постоянно или непостоянно?
- Непостоянно, почтенный.
- То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено?
- Не удовлетворено, почтенный.
- То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно
ли рассматривать как: "Это я, это мое, это моя самость?"
- Нет, почтенный.
- Чувствительность постоянна или непостоянна? ...
Элементы различения постоянны или непостоянны? ...
Формирующие факторы постоянны или непостоянны? ...
Сознание постоянно или непостоянно?
- Непостоянно, почтенный.
- То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено?
- Не удовлетворено, почтенный.
- То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно
ли рассматривать как: "Это я, это мое, это моя самость?"
- Нет, почтенный.
- Так, монахи, все материальное, будь то в прошлом, будущем или
настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное
или полное, далеко или вблизи, все материальное должно
восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не мое,
это не моя самость".
Таким же образом вся чувствительность, будь то в прошлом...
Таким же образом все элементы различения, будь то в прошлом...
Таким же образом все формирующие факторы, будь то в прошлом...
Таким же образом все сознание, будь то в прошлом, будущем или
настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное
или полное, далеко или вблизи, все сознание должно восприниматься
как оно есть на самом деле: "Это не я, это не мое, это не моя
самость".
Так видя, благородный ученик не привязывается к материальному, не
привязывается к чувствительности, не привязывается к элементам
различения, не привязывается к формирующим факторам, не
привязывается к сознанию. От непривязанности возникает
бесстрастность, от бесстрастности - освобождение, от освобождения
возникает знание: "Я свободен, это рождение истощено, воздержанная
жизнь исполнена, другого рождения не будет".
Так сказал Бхагаван. Группа из пяти монахов, удовлетворенная,
сказанному Бхагаваном восхитилась. И тогда, во время слушания
проповеди, пять монахов победили свои аффекты и таким образом
достигли полного освобождения.
=
16.03.06